Беларусь и беларусы. Взгляд изнутри.
Здравствуйте, на связи с вами человек-беларус, и поговорить он хочет о своей любимой Родине. Тем более что амин не против, а очень даже за ^__^
Итак.
Для начала нужно сказать, что существует несколько условных культурных разделений внутри Беларуси. Это Восточная Беларусь, которая ближе к России и на юге к Украине; Полесье, которое ближе к Украине; Западная Беларусь, коя ближе к Польше и Северо-Западная, которая ближе к Литве. Беларусь еще граничит с Латвией, но на культуру это влияет мало.
Человек-беларус проживает в Гомеле, что в Восточной Беларуси, в Интернете и учится в Минске, что в Центральной, что важно, потому что он описывает только то, что видит сам, а это может быть характерно только для определенных регионов.
1. Язык.
Беларусь в Хеталии, конечно же, сильно отличается от Беларуси в реальности. Химаруя прав только в одном: беларусы свой язык забыли напрочь. Не все, к счастью, но факт остается фактом. Чем восточнее Беларусь, тем меньше носителей мовы на километр квадратный. У себя в Гомеле я ее вообще слышала только от себя и от учителей беларусского. В Минске с этим полегче, ну да оно и понятно: столица.
Само качество языка оставляет желать лучшего. Даже у меня. Даже у учителей. Потому что окружение говорит на русском, и сложновато из-за этого не вставлять слова из трясянки (смешение русского и беларусского языков). Кто-то говорит, что лучше говорить так, чем не говорить на мове вообще. Кто-то жутко сквикается и продолжает говорить на русском.
Кстати, наша русская преподша по культурологии периодически задает студентам вопрос: «Какой язык ваш родной? Почему вы тогда говорите на русском?», и потом ржет. На любимый вопль «У нас два государственных языка!!!111» русскоязычных белорусов-студентов следует лекция о том, что беларус, постоянно разговаривающий на ином языке, кроме национального, - это немножко нелогично и вообще оксюморон. Логично, но увы. Пока в нашей стране проводится пропаганда русского языка, умные люди с нас будут ржать.
На Полесье мова приобретает яркие оттенки украинского. Например, в словах характерное для беларусского «аканье», когда «о» только под ударением, соседствует с украинским «оканьем», когда «о» произносится отчетливо и не только в ударном положении.
Мало кто знает даже из беларусов, но в беларусском алфавите есть не только кириллица, но латиница. И, внезапно, арабица. А кириллица разделена на тарашкевицу и наркомовку. Кратко о главном: тарашкевица – это правописание, созданное Брониславом Тарашкевичем в почти 20-х годах прошлого века. Наркомовка – это реформа мовы в 30-х годах в сторону русского языка. Например, убрали правило, по которому после мягкого согласного, стоящего около другого мягкого согласного, следовал мягкий знак, и ввели правило соседней мягкости. Но школоте и студентоте на это положить, и результате слово «снег», кое должно произноситься как «сьнех», произносится на русский манер. И приходится учить туеву хучу правил, куда лепить этот мягкий знак, а куда нет. Это помогает разве что снизить баллы абитуриентам на ЦТ. Еще поменяли правила транстлитерации на русский манер. И убрали характерный для беларусского звательный падеж. И еще сделали много чего другого.
Латиница активно использовалась в Новое Время. Сейчас она тоже должна активно использоваться на официальном уровне, например, в паспорте, когда пишут ФИО на англицкой страничке. Но т. к. мало кто знает о таком феномене, как беларуская лацінка, оно выполняется через… как всегда. Зато знают и пользуются по назначению оппозиционно настроенные молодые и не очень люди. Или беларусы, живущие где-нибудь на Западе и привыкшие к латинскому алфавиту. К слову, Тарашкевич писал на ней же. Францишек Богушевич – поэт – тоже. И многие другие деятели.
Арабица. Использовалась в 14-16 веках в аль-кетабах: книгах, которые писали переселившиеся сюда арабы на мове, но своими закорючками. В школе это проходят, но слово «арабица» не звучит, поэтому я сильно удивилась, когда увидела его в Википедии.
2. Праздники
Стандартно: Новый год, Рождество, Пасха. Ничего особенного нет, обычные пьянки, перемешивающиеся с походами в церковь. День независимости, по-моему, отмечает только Бацька и согнанные на площадь военные. Девятого мая к ним присоединяются ветераны и согнанные в определенное место студенты. Нас, например, отослали в главный корпус универа поздравлять ветеранов-преподавателей. У нас в школе за каждым классом был закреплен отдельный ветеран, и мы сдавали деньги на подарок и несколько учеников ходили его поздравлять. Но это хорошее дело.
Часто любят говорить о Калядках и Купалье. Ну и я скажу. В первую очередь скажу, что славные традиции щедрования постепенно отмирают. Еще лет 5-6 назад вечером 14 января было не присесть, ибо в двери за конфетами и деньгами ломились ежеминутно. А потом приходили в школу, угощали учителей и хвастались. В последние годы такого у нас не наблюдаю. Может, в Западной Беларуси иначе, я, увы, не знаю.
На Купалье кто-то просто ходит гулять, кто-то по традиции водит хороводы, поет песни и пускает венки. Кто-то по собственным традициям бухает и мусорит своей ягой и никотином.
Иногда по всем правилам наших предков кто-то проводит церемонию свадьбы. Но об этом я расскажу подробно в другой статье. Наверное.
3. Литература
Немного сейчас читающих людей. Особенно читающих беларусскую литературу. В основном к ней отношение «Фуговно», но, благодаря школьной программе из литераторов почти каждый может назвать Купалу, Колоса, Быкова и Короткевича. Как правило, на этом глубокие познания заканчиваются. Иногда могут добавить, что Купала был поэтом, а Быков писал про войну.
Люди более умные (потому что читают больше, вестимо) могут для себя открыть тот факт, что беларусская литература существовала не только в 20 веке, но еще гораздо ранее, и, более того, развивается и сейчас. И что в 20 веке было такое огромное количество хороших писателей, что только сиди и учитывайся. Конечно, я их тут перечислять не буду. Кому вдруг интересно, можно зайти на knihi.com. Там есть переводы беларусских писателей на иностранные языки, и на русском есть немного.
4. СМИ
Когда смотришь БелТВ, читаешь белгоспериодику и белоппозицпериодику, надо помнить особенно тщательно, что правда не всегда где-то посередине, она, как правило, где-то вообще за пределами информационного поля. И вообще, не читайте советских газет.
Беларусское СМИ уныло до депрессии. Хорошие журналы с кроссвордами я видела только российские, но я это дело не особенно тщательно изучаю.
5. Новинки
Нет, здесь речь пойдет не о Минской дурке. Здесь расскажу об отношении ко всему новому.
Например, неформалы. Не в Минске люди к нам все никак не привыкнут. Мама мне по секрету говорит, что своим внешним видом я людей ужасаю и расстраиваю. А я, честно, даже не знаю, что их приводит в шок больше: зеленые волосы или мова. В общем, на словах люди, может, и толерантны, но лица их выражают противоположные мысли. Минчане более пофигистичны, потому что столица напоминает цивилизацию, и, так сказать, неформалов, особенно труЪ, там поболее. Потому что иногда в Минске на рынках и в магазине попадаются точки, где можно приобрести что-нибудь неформальское, да и то, выбор глаз не особо радует. В родном Гомеле раньше продавали только музыку, шипы и всякие там значки, но сейчас что-то их не наблюдаю.
Вегетарианство. С этим тоже сложно. Как сказала моя препод по английскому, Беларусь еще слишком деревня, чтобы задумываться о таких глобальных идеях. Краткая и емкая характеристика отношения к сабжу. Правда, вегов у нас не слишком мало. В основном свои мнения народ держит при себе, но отдельные чуваки норовят задать вопрос, что это и как, а потом начать пытаться доказывать, что наши идеи – г-но, а сам чувак, несомненно, в белом пальто.
Что касается товаров, то тут не так печально, но и не радостно. Этичная косметика есть – уже хорошо. С одеждой и аксессуарами тоже сложностей нет. С обувью несколько сложнее. Зато вег-ресторан в Минске, кажется, один. Но выбор там что-то как-то не очень. И продают там пиво. И среднестатистическому студенту немного не по карману. В общем, толку от него нет.
Чайлдфри. Кого бы я не спросила, все слышат об этом б-гомерзком слове впервые. Узнав его значении, офигевают и протестуют. Но, как правило, не более 5 минут. Потом всем становится пофиг и мозг по этому поводу не любят. Хотя кто их знает, может, думают, что это сейчас пока б-гомерзкие чайлдфри так считают, а потом у них обязательно будет куча детачек. Пусть думают. Главное, чтоб не доставали.
В СМИ эта тема практически не освещается. Иногда какой-то журнашлюх напишет, что секса чайлдфрей у нас тут нет, но он наверняка не виноват: раз партия сказала, что у нас все хорошо, значит, у нас все хорошо.
Аниме. Всем на тебя пофиг. Наверное, потому что точек с аниме-стаффом где-то столько же, сколько и с нефор-стаффом, и нет особой возможности ходить, переодевшись в Лелуша или Амане Мису с неко-ушками на башке, значками на сумке и звездой во лбу, доводя народ до инфаркта. Но аниме много кто смотрит. Или хоть раз смотрел.
Соционика. Школы есть в Литве, в России и в Украине. А теперь, с учетом вышенаписанного, постарайтесь догадаться, есть ли что-то подобное в Беларуси и насколько соционика распространена.
6. Отношение к другим народам, населяющим Беларусь
В основном пофигистичное. Привычка, толерастия и все дела.
1. Русские. Их много в Центральной и Восточной Беларуси. Попоболь своим пребыванием у нас вызывают, как правило, у «свядомых», как их называют, товарищей. Ну, от тягостных дум об истории Родины и ее нерадостном взаимодействии с восточными соседями, о «едином русском народе», о русификации мовы и от бульбосрачей, бессмысленных и беспощадных, на все, что с корнем «рус» без корня «бел» может развиться аллергия. Товарищей можно понять.
2. Украинцы. Их много внезапно около границы с Украиной, еще встречаются в Могилевской области. В мой Гомель в славные советские годы их приехало достаточно из деревень Щорского района на работу. Знаю, потому что моя мама и ее многие знакомые в их числе.
3. Поляки. Соответственно, их много в Западной Беларуси и в Минске (учиться где-то надо). Не знаю, как к ним относятся там, но у нас мнения совершенно разные. Кому-то пофиг, кто-то отрицательно, потому что они проводили полонизацию и колонизацию ВКЛ.
4. Цыгане. Их тоже много и они почти везде. По-моему, они единственные, кого недолюбливают. Во всяком случае, стараются тесно не контактировать.
5. Турки. Толпами приезжают на учебу. По статистике, самый большой процент приезжих иностранцев составляют именно они, несмотря на то, что заметнее китайцы. Один турок, глянув на мои зеленые волосы и готические одежды, едва глаза не выронил и, кажется, испугался. С тех пор мне их немного жалко.
6. Китайцы. Тоже приезжают на учебу, но почему-то не такими толпами, как турки. Возможно, это пока. Удивительные люди: ездят на такси, платят туеву хучу бабла за обучение, в еде себе не отказывают. Им что кризис, что не кризис, однофигственно. И рядом с ними задумываешься на тему: это они такие богатые или мы такие бедные?
В общежитии, где я жила, на нашем этаже жили 2 китайца и китаянка. Несмотря на то, что у китайцев свои квартиры есть. Говорят, так веселее. Чувак, живший в блоке с ними, жаловался, что философ-уже-пятикурсник Сюйе вечно всех строит, заставляет убирать и уебывает за лишний шум. Правильно делает, в общем-то.
Моя одногруппница, жившая с китаянкой, рассказывала, что та варила какую-то хрень и всем подряд предлагала, но все на всякий случай отказывались. А когда она заселялась, я к ней зашла и уронила челюсть, потому что ее вещи были по всей половине ее комнаты. ГОРЫ ВЕЩЕЙ! И она сказала, что сейчас ее подруга привезет еще немного и поможет это расставить.
Но вообще меня сложилось впечатление, что студенты китайцев любят. Они такие няшные и веселые! *___*
7. Литовцы, латыши, татары и прочие народы. Всем как всегда. Хотя, наверное, кто-то и литовцев ненавидит, потому что каждый литовец лично украл ВКЛ, Вильнюс и всю белорусскую историю сразу.
8. Экономика
А кто это? Передайте, что очень хотим с ней наконец познакомиться.
9. Социальная дифференциация
1. Школота. Множество йуных дарований очень любит бегать на переменах в укромные места покурить, а иногда выпить и закусить, но это уж в совсем в специфических школах. Некоторым остатки мозга даже помогают нормально учиться на фоне своих единомышленников, если уместно такое слово, потому что я сомневаюсь, что школота хорошо подумала, прежде чем предаваться порокам. Конечно, есть разные степени распиздяйства, от «что-то стараюсь учить» до «мои учителя и класс уже забыл, как я выгляжу» и «Школа? Не, не слышал, уже двое детей, скоро третьего рожать, какая такая школа?», но отличительной чертой белорусской школоты, как я уже писала, является полное неприятие белорусского языка, литературы и почти всегда истории. А еще безграмотность, оф кос.
Школьники. Отношение к стране и к ее культурному наследию как положительное, так и отрицательное. Несмотря на последнее, вместо сигарет покуривают историю, литературу и мову, поэтому более-менее разбираются. Могут страшно халявить, но хорошо учиться за счет хороших мозгов, не испорченных ягой и куревом. Грамотность на уровне. Школьники с хорошими мозгами побеждают в олимпиадах и учатся в хороших универах на бюджетных местах.
2. Студентота. Подтип первый. Не понять зачем поступала, потому что не учится и к специальности интереса не проявляет, независимо от наличия пристрастия к яге и тусам. Редкие потуги такой студентоты учением назвать нельзя. По всяким льготам может занимать чье-то место на бюджете. Отчисляется самостоятельно или деканатом в течение первых трех лет, хотя есть и исключения.
Подтип второй. Воплощение образа типичного студента, который ходит в универ поржать и пожрать, а после универа идет побухать и потусить, но каким-то образом все сдает с много- или малочисленными пересдачами. Также бывает бюджетником, а студентам приходится платить 12 млн в год за обучение. Отчисляется часто.
Подтип третий. Тусит и бухает умеренно, к семинарам готовится заранее, все или почти все сдает с первого раза. Отчисляется редко.
Студенты. Подтип первый. Если и выпивают, то только в Новый год и в день рождения, учатся как минимум хорошо. Вместо тусы в клубах предпочитают почитать, поучить, позадротить в Инете или поржать в гостях у друзей.
Подтип второй. Почти как подтип первый, только гарантированно получает Президентскую стипендию или понижение оплаты за учебу. У кого хорошие мозги, тот на первый подтип похож больше, а остальным приходится задротить почти исключительно в учебники.
И студенты, и студентота может быть разных взглядов на национальное богатство Родины, на религию, на политику, на какое-нибудь аниме и на прогулы занятий.
3. Остальных беларусов по ведению образа жизни я бы разделила на две категории (исключая отдельных личностей, криминальных элементов и прочих гопников):
1) люди, которые активно против власти
2) люди, которые боятся власти али за власть
Вторая категория ведет вполне себе обыденную жизнь. На Беларусь как на богатую культурой страну в основном плевать, а то ж можно и за краты (решетку) со змагарами угодить. Те, кто за власть, еще и активно против этой самой культуры. Вот они, пожалуй, как Бела в Хеталии, на Россию могут и подрачивать.
Жизнь первой категории сложна и опасна. Потому что даже если ты просто размаўляеш, а не разговариваешь, не выкрикивая через слово “ШОС!!!111”*, то среди школоты и особо тупой студентоты тебя как минимум будут считать из деревни. А более старшее поколение тебя, скорее всего, будет опасаться, потому что ты зомби, ты их укусишь, они тоже начнут размаўляць и через пять минут за ними приедет кровавая гэбня.
Это если забыть тот факт, что власть у нас мову не жалует и, видать, мечтает, чтобы из категории «под угрозой исчезновения» мова перешла в категорию мертвых. Поэтому я это уже считаю активным протестом.
Помимо этого, есть еще разные исчезнувшие и еще пока не (тьфу-тьфу-тьфу) журналисты и прочие активисты, которые высказывались против власти. Помнится, НТВ снял фильмы «Крестный Батька», так вот это давно вся Беларусь знает, отсюда и вышеописанная боязнь. Ну а уж прошлые выборы, Плошча, взрыв в метро, акции протеста и реакции власти на оные еще раз демонстрируют, что жить непофигистичным беларусам здесь несколько опасно, а приближаться к таковым еще опаснее, потому что можно огрести ни за что.
*ШОС - Шоб Он Сдох
10. Музыка.
Здесь все не так уныло, как многие думают, но все-таки хорошего мало.
В Беларуси существует рок. И даже свои классики оного. Это N.R.M., Ulis, Крама и иже с ними. Стоит обратить внимание на проекты Лявона Вольского и его персональное творчество.
Еще у нас есть пэгэн и всякий другой фолк и метал, например, Троица, Kamaedzitca, Стары Ольса и Litvintroll. И даже внезапно есть неплохая группа, играющая в стиле христианского метала: Tesaurus.
Многим известны Песняры. У них есть хорошие песни на стихи наших поэтов и народные старые и не очень песни. Еще пением народных песен отличился белорусоамериканец Данчык. Откровенно говоря, его пение мне нравится больше, чем пение Песняров.
Этот пункт мог бы быть более информативным, но попсу и русскоязычную музыку я принципиально не рассматриваю, поэтому он такой краткий.
P.S.: Забавный факт, но почему-то больше всего музыкантов или притворяющихся ими не из Минска, из Могилева.
Подводя итог, я хочу сказать, что Химаруя лучше бы сделал Беларусь милой тихой девушкой, как сначала и хотел.
Я же вижу три допустимых образа Белы:
1) по образцу большинства народа, хаваецца ў бульбу (прячется в картошку ), разговаривает на русском и выполняет поручения босса, тихо мечтая, когда же начнется новая жизнь, пофигистична, флегматична, без ножика в руках;
2) по образцу оппозиции размаўляе, сотрудничает с оппозицией, не слушается босса, вызывая у оного нервный тик, хочет на Запад, но Запад ее сторонится, хотя Америка может быть исключением, но по большому счету ему наплевать. Может искусно прятаться в лесах и болотах, у Литвы, Польши, Чехии или у всех попеременно. Ножик вполне может быть;
3) п. 2) + активные срачи с Литвой, Польшей и Россией за Вильнюс и наследство ВКЛ, за Белосток и за Смоленск соответственно. Литва, Польша и Россия при виде нее нервно икают хором. Украина относится хорошо, но опасается срачей из-за Полесья. Латвия боится, как бы она его заметила и тоже не стала претендовать на какие-нибудь пограничные земли.
Прятаться может только у Чехии, в лесах, болотах и в бульбе. Ножик обязателен.
Написано мной специально для форума.