Источник статьи
Автор: Эльвира Барякина
Сюжет и его элементы
Человеческая жизнь – это цепь событий, в которой причины и следствия не всегда ясны. В литературном произведении всё логически связано: одно вытекает из другого; всё лишнее, не имеющее отношение к действию, отсекается.
Логическая последовательность действий героев – это и есть сюжет.
Теперь определимся с элементами сюжета:
1. Экспозиция – изначальное время, место действия, состав и взаимоотношение персонажей. Если экспозиция помещается в начале произведения, она называется прямой, если в середине – задержанной.
2. Предзнаменование – намёки, которые предвещают дальнейшее развитие сюжета.
3. Завязка – событие или появление персонажа, которые провоцируют появление конфликта.
4. Конфликт, т.е. противостояние героев чему- или кому-либо. Это основа произведения: нет конфликта, не о чем рассказывать.
Виды конфликтов:
- человек против человека;
- человек против общества;
- человек против техники;
- человек против сверхъестественного;
- человек против самого себя.
5. Нарастающее действие – череда событий, которая берёт начало от конфликта.
6. Кризис – конфликт достигает пика. Противоборствующие стороны встречаются лицом к лицу. Кризис имеет место либо непосредственно перед кульминацией, либо одновременно с ней.
7. Кульминация – является результатом кризиса. Зачастую это самый интересный и значительный момент в произведении. Герой либо ломается, либо сжимает зубы и готовится идти до конца.
8. Нисходящее действие – череда событий или действий героев, ведущих к развязке.
9. Развязка – конфликт разрешается: герой либо добивается поставленной цели, либо гибнет.
Почему важно знать основы построения сюжета? Потому что в литературе давно выработалась определённая схема воздействия на психику человека. Если рассказ не вписывается в неё, он кажется вялым, скомканным или нелогичным.
В сложных произведениях со многими сюжетными линиями вышеперечисленные элементы появляются неоднократно; более того, ключевые сцены романа подчиняются всё тем же построением сюжета.
Переходы от завязки к конфликту и к его решению должны быть правдоподобными. Нельзя, например, отправлять героя-лентяя в путешествие только потому, что вам этого хочется. Если Иван-царевич садится на коня, пусть им движет сильная эмоция: любовь, страх, жажда мести и т.д.
Героям необходимо самостоятельно добиваться поставленной цели. Если дамочка находит чемодан с деньгами как раз тогда, когда ей надо платить за квартиру, это выглядит, по меньшей мере, странно. Если автор хочет, чтобы его героев любили и уважали, пусть они заслужат это – то есть совершат что-то достойное.
Развязка – это результат действий персонажей и никак иначе. В античных пьесах все проблемы могло разрешить божество, спущенное на сцену на верёвочках. С тех пор, финал, когда конфликт устраняется мановением жезла гибедедешника (колдуна, ангела и прочее), называется «бог из машины». В современной литературе подобное не допустимо.
Сюжетные архетипы
В художественной литературе существуют определённые сюжетные архетипы, которые повторяются из произведения в произведение на протяжении веков:
1. Путешествие – герои отправляются в путь, чтобы найти кого-либо или что-либо. Другой вариант – возвращение домой. Путешественники встречаются с необычными людьми и попадают в необычные ситуации. Пример: «Властелин колец» Дж.Р.Р.Толкиен.
2. Преследование – герой либо ловит кого-то, либо сам скрывается от преследователя. Ставки высоки: если преследователи поймают жертву, её ждёт беда. Пример «Преступление и наказание» Ф.Достоевского.
3. Спасение – герой должен быть жертвой, зачастую несправедливо наказанной. Самостоятельно или с помощью друзей он выпутывается из сложной ситуации. Пример «Рита Хейуорт, или побег из Шоушенка» С.Кинга.
4. Месть – герой пострадал от злодеев, и теперь жаждет их наказать. Основной мотив – восстановление справедливости. Пример «Граф Монте-Кристо» А.Дюма.
5. Загадка – читателю предлагается ребус, отгадка которого лежит на поверхности. Этот сюжетный архетип используется, в первую очередь, в детективах. Пример – «Код да Винчи» Д.Брауна.
6. Противостояние. Ключевой момент – противостояние двух сил: либо равных друг другу, либо находящихся в совершенно разных весовых категориях. В последнем случае главный герой всегда заведомо слабее. Пример «Завтра была война» Б.Васильева.
7. Взросление – герой-ребёнок растёт и познаёт жизнь. Пример: «Приключения Тома Сойера» М. Твена.
8. Искушение — конфликт основан на чувствах героя. Он понимает, что идет к гибели, но не в силах противостоять своим желаниям. Пример «Лолита» В. Набокова.
9. Преображение — герой меняется в лучшую сторону в результате обретения любви, веры, новой идеологии и т.п. Пример: «Аленький
цветочек» С. Аксакова.
10. Любовь — герои встречаются, влюбляются и, преодолев все препятствия, соединяют сердца (альтернативные варианты: теряют друг друга, один или оба главных героя гибнут). Пример: «Графиня де Монсоро» А. Дюма.
11. Жертвенность — герой жертвует жизнью или благополучием ради высоких идеалов или счастья близких. Пример: «Русалочка» Г.-Х.
Андерсена.
12. Разложение — герой постепенно деградирует. Пример: «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда.
13. Открытие — человек познает истину о себе или окружающем мире. Пример: «Собачье сердце» М. Булгакова.
14. Из грязи в князи или Из князей в грязь — история возвышения или падения человека. Пример: «Похождения Невзорова или Ибикус» А. Толстого.
В рамках вышеупомянутых архетипов написано подавляющее большинство литературных произведений. В некоторых романах со множеством сюжетных линий может переплетаться несколько архетипов: например, в «Войне и мире» Л. Толстого мы видим и любовь, и жертвенность, и преображение, и противостояние, и взросление.
Несмотря на то, что любое художественное произведение так или иначе вписывается в сюжетный архетип, автору надо быть особенно осторожным со штампами, то есть поворотами сюжета, которые неоднократно использовались в литературе и кино. С одной стороны, штамп — это практически всегда признак непрофессионализма: у автора не хватает фантазии придумать что-то свое. С другой стороны, штамп — это элемент мифа, который на протяжении многих веков находил положительный читательский отклик. Речь идет о своеобразной «короткой дороге» к сердцу читателя: знакомые с детства сюжеты автоматически вызывают нужные эмоции.
Правило здесь простое: если мы пишем мейнстрим — мы стараемся вообще избегать штампов. Если пишем жанровую литературу — используем штампы по минимуму.
Наиболее распространенные сюжетные штампы:
- Герою предлагают взяться за дело (раскрыть преступление, отправиться в путешествие и т.п.), он поначалу отказывается, но потом, поразмыслив, соглашается.
- Герой мстит за погибших родителей.
- Герой или героиня влюбляется в злодея/злодейку, хотя понимает, что это может стоить ему/ей жизни.
- Герой отправляется за советом к мудрецу, и тот, чуть-чуть поломавшись, решает все проблемы.
- Герой не только справляется с врагами, но получает любовь и полцарства впридачу.
- Решающий поединок героя со злодеем.
- Сцена «пожалуйста, не умирай» с последующим оживлением.
- Масштабные злодеяния и спасения: антагонист мечтает погубить вселенную, герой ее спасает.
- Герой тайно проникает в логово злодея и узнает важные сведения.
- В ответственный момент лучший друг предает главного героя.
Совет. Нередко писатель часами бьется над абзацем, а он не получается — хоть ты тресни! Время бежит, дело стоит, автор приходит в отчаяние. Как быть? Записать мысль — что именно надо отразить в этом абзаце — и двигаться дальше. Можно даже целый роман написать этой «скорописью», а потом отредактировать.