Источник статьи
Автор: Эльвира Барякина
О критике
Начинающие авторы не могут адекватно оценивать свои рукописи — у них нет необходимого навыка. Это умение приходит только с опытом, поэтому новичкам жизненно необходимы критики, но не абы какие, а начитанные, доброжелательные и искренние.
В подавляющем большинстве члены семьи — это не самый лучший вариант. Они любят нас и видят в наших произведениях не коммерческий продукт, а частицу нашей души. Исключения попадаются довольно редко.
Не ищите тех, кто будет хвалить ваш роман — эти люди не способствуют вашему развитию. Если вы новичок, вы по определению не можете сразу написать гениальное произведение. Ваша задача — найти максимальное количество огрехов и исправить их до того, как рукопись уйдет в издательство. Ищите человека, который поможет вам в этом.
Самый лучший критик — это тот, кто разберет ваше произведение по косточкам и пояснит, что ему показалось удачным, а что — не очень. При этом он не будет голословен и не станет приклеивать ярлыки ни вам, ни вашей работе. Он будет стараться помочь вам довести книгу до ума.
Самый худший критик — неудачливый злобный литератор. Он и сам ничего не добился (по большей части из-за лени и веры в мифический талант), и другим не способен помочь. Он плохо начитан, и потому у него отсутствует вкус, он никогда не учился литературному мастерству, поэтому не знает, что такое писательская техника. Но он вполне способен закатывать глаза и брезгливо поводить плечами. Такие деятели лишь самоутверждаются за счет новичков.
Постарайтесь, чтобы вашу рукопись прочитали несколько человек: что упустит один, заметит другой. Но все бета-ридеры (именно так называют первичных критиков) должны входить в вашу целевую аудиторию. Сентиментальный роман не стоит показывать офицеру-десантнику, а крутой боевик не оценит дама, влюбленная в викторианскую эпоху.
Я не советую выставлять рукопись в интернет и просить народ покритиковать. Во-первых, вы не знаете, кто именно откликнется на ваш призыв — это может быть человек совершенно неадекватный. Во-вторых, опубликовав сырую рукопись, вы отпугнете потенциальных читателей. Большинство людей не в состоянии сказать, что именно им нравится или не нравится в книге: они оценивают текст с точки зрения «пошло-не пошло». Многие пробегутся глазами по недоделанной рукописи и раз и навсегда решат, что вы плохой автор. И никто не вспомнит, что это всего лишь черновик.
Хорошие бета-ридеры — это находка для писателей. Иногда даже стоит нанять профессионала, чтобы он раскритиковал ваше произведение. Грамотный разбор полетов — это уникальная возможность научиться чему-то новому.