Что такое жанр?
Традиционно в мировой практике все книги делятся на две категории — художественная литература и нехудожественная. В просторечии первую называют худлит, а вторую — нон-фикшн (от английского non-fiction, т.е. нехудожественная, невыдуманная литература).
Под художественной литературой понимают все произведения, которые имеют вымышленный сюжет и вымышленных героев. То есть худлитом считаются романы, рассказы, повести, пьесы и поэзия (как для детей, так и для взрослых). Под категорию нон-фикшн попадают: учебники, энциклопедии, словари, монографии, биографии, мемуары, публицистика и т.п.
В свою очередь художественные произведения подразделяются на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.
В жанровой литературе первую скрипку играет развитие сюжета, при этом он вписывается в определенные, заранее известные рамки. Например, любой детектив развивается по схеме «преступление — расследование — изобличение преступника»; любой дамский роман — «герои встречаются — влюбляются — сражаются за любовь — соединяют сердца». Это вовсе не значит, что все жанровые романы должны иметь предсказуемый сюжет. Мастерство писателя заключается именно в том, чтобы в заданных рамках создать уникальный мир.
Жанровая литература — это действие и быстрая смена декораций. Главный вопрос, который заботит читателя: «А что дальше?»
Жанры художественной литературы:
Мирообразующие/альтернативные вселенные (alternate universe): Истории, создающие параллельный сюжет, иначе говоря, свою вселенную, живущую по своим, внутренним законам, которых не существуют ни в реальном мире, ни в первоисточнике. Как правило, в таких фиках неизменным остаются только персонажи основного произведения, а все остальное - и мир вокруг них, и сюжетные перипетии, - принадлежит перу автору фанфика. Для обозначения этого типа фанфиков используют аббревиатуры AU или A/U.
Трагедия (angst): трагедия, или драма - это история, в сюжете которой заложено эмоциональное напряжение, история, перенасыщенная переживаниями и мрачными событиями. Жанр, тем не менее, классический.
Кроссовер (crossover): история, которая представляет собой своего рода "перекресток", на котором встречаются два произведения.
"Мрачный фанфик" (darkfic): история с рекордным количеством смерти, насилия, жестокости и боли. Гротескные описания и фатальные случайности. Часто заканчивается смертью по крайней мере одного персонажа.
ПВП (PWP): полное название - Plot? What Plot?, что переводится как "Сюжет? Какой сюжет?". Реже, но встречается также вариант Porno Without Plot - "Порно без сюжета". Это история, написанная исключительно ради создания сексуального приключения без сюжета и отвлеченных событий; иногда авторы фиков, исходя из первого варианта названия, пишут под этой аббревиатурой "комедию абсурда".
Виньетка (vignette): короткая история, которая содержит всего один ключевой элемент (монолог, размышление, небольшое событие, описание чувств персонажа в конкретный момент) и часто одно действующее лицо.
Вызов (challenge): фик, построенный автором на чужой идее или в ответ на чье-то предложение.
Продолжение (continuation): фанфик, который развивает какое-то конкретное событие или сцену с отрытым финалом.
Round robin: фик, разные части которого написаны разными авторами.
Smarm: описывается только дружба между персонажами, исключаются романтические отношения.
Авангардная литература — характеризуется нарушением канонов и языковыми и сюжетными экспериментами. Как правило, авангард выходит очень маленькими тиражами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой.
Боевик — ориентирован преимущественно на мужскую аудиторию. Основа сюжета — драки, погони, спасение красоток и т.п.
Детектив — основная сюжетная линия — раскрытие преступления.
Исторический роман — время действия — прошлое. Сюжет, как правило, привязан к значимым историческим событиям.
Любовный роман — герои обретают любовь. Это произведение изначально ориентировано на развитие именно романтических отношений между некоторыми, а иногда и всеми персонажами.
Мистика — основа сюжета — сверхъестественные события.
Приключения — герои ввязываются в авантюру или отправляются в рискованное путешествие.
Триллер/Ужасы — героям грозит смертельная опасность, от которой они пытаются избавиться.
Фантастика — сюжет закручивается в гипотетическом будущем или в параллельном мире. Одна из разновидностей фантастики — альтернативная история.
Фэнтези/Сказки — основными признаками жанра являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр. Часто основывается на фольклоре.
Совсем иное дело — мейнстрим (от англ. mainstream — основной поток). В книгах этого типа канонам не место. Читатели ждут от них неожиданных решений. Самое главное в мейнстриме — это нравственное развитие героев, философия и идеология. Так что профессиональные требования к автору мейнстрима гораздо выше: он должен быть не только отличным рассказчиком, но и хорошим психологом и серьезным мыслителем. Если писатель замахивается на мейнстрим, но не удерживает планку или скатывается к шаблонам, то читатель будет разочарован.
Еще один важный признак мейнстрима — книги этого вида пишутся на стыке жанров. Например, невозможно однозначно сказать, что «Унесенные ветром» — это только любовный роман или только историческая драма. Сам термин «мейнстрим» возник благодаря американскому писателю и критику Уилльяму Дину Хоуэллсу (1866-1920). Будучи редактором одного из самых популярных и влиятельных литературных журналов cвоего времени — The Atlantic Monthly, он отдавал явное предпочтение произведениям, написанным в реалистическом ключе и акцентирующим внимание на нравственных и философских проблемах. Благодаря Хоуэллсу реалистическая литература вошла в моду, и некоторое время именно ее называли «мейнстримом». Термин закрепился в английском языке, а оттуда перешел в Россию.
В отличие от мейнстрима, который должен аппелировать к широкой читательской аудитории, интеллектуальная проза ориентирована на узкий круг ценителей и претендует на элитарность. Авторы не ставят себе целью коммерческий успех: их прежде всего интересует искусство ради искусства. Они изливают душу и окунают читателя в мир своего подсознания. В подавляющем большинстве случаев интеллектуальная проза имеет мрачный настрой.
Качественной может быть книга, написанная в любом жанре; точно так книга любого жанра может стать бестселлером. Временами возникает мода на те или иные жанры: например, в 1960-е и 1970-е особо популярной была фантастика, чуть позже — историческая литература, в 1990-х гг. — детектив и т.п.
Филк (filk): Пародия на существующую и, часто очень известную песню, где заменяются слова, но сохраняется оригинальная мелодия. Я поэт, но я не песенник! J Но примером такого творчества являются многочисленные пародийные вариации на тему "Belle", первая из которых была исполнена Петкуном/Голубевым/Макарским… Эх…
Глупый фик (sillyfic): Юмористический фик-пародия. Возможно, комедия абсурда, то есть история, которая изначально бессмысленна и не связана логичным сюжетом.
Фик-песня (songfic): История, в основе которой лежат слова песни или которая построена вокруг них. Ну… вы же умные люди, придумайте что-нибудь!
- По структуре:
Сиквел/продолжение (sequel): Продолжение или развитие идеи фанфика, своего или чужого. Во втором случае обязательно следует получить разрешение от автора фика-приквела.
Приквел (prequel): Этот тип фанфика встречается довольно редко. Это своего рода первая часть основного фика. Легче объяснить на примере - вы написали историю о том, что происходит в далеком или не очень далеком будущем. История имела большой успех, вас засыпали вопросами о том, что было до того, как вы поставили первый символ на чистой странице своего текстового редактора. И вы решаетесь написать предысторию, чтобы объяснить, как ваши персонажи или персонажи Джоан Роулинг дошли до жизни такой. Допустим, если бы Роулинг начала свое творчество с книги, в которой описывала бы Гарри, Рона и Гермиону как отважных ауроров и борцов с мировым злом, книги об их школьной жизни были бы приквелами к этой истории. Сейчас чаще можно встретить фики-приквелы к книгам о Гарри Поттере - это многочисленные истории о юности Мародеров, о том, как Северус Снейп стал Упивающимся Смертью, о жизни Тома Риддла.
Серийный фик (series): Это фик, который состоит из нескольких историй/эпизодов, зачастую имеющих свой сюжет. Не является серийным фик, который разбит на эпизоды или части в силу своей структуры. Серийный фик состоит из законченных фиков, которые появляются в разное время. Спорным является вопрос, можно ли считать серийным фик, который состоит из двух частей - изначальный фик + сиквел/приквел. Согласно укоренившейся привычке, в серии должно быть не меньше трех частей. Можно больше.
Отдельный фик (standalone, s/a): Фик, который не входит в серию. Это обозначение ставят авторы, знаменитые именно серийными фиками, чтобы подчеркнуть, что данный фик не относится к сюжетной линии одной из серий. Если на странице автора есть разделы Series и Standalone, вы точно не ошибетесь.
© Hogwartsnet.tu