Источник статьи
Автор: Эльвира Барякина

Создаем героя
         
Героем художественного произведения может быть кто угодно — от таракана до Отца, Сына и Святого Духа. Но мы полностью вживаемся только в тот образ, который напоминает нас самих — то есть имеет такие человеческие признаки, как характер, привычки, достоинства, недостатки, воспоминания, мечты, планы на будущее и т.п. Если ваша героиня отличается лишь «бархатистой кожей» и «упругостью форм», то читать о ней будет интересно только заключенным, которые уже забыли, как выглядит настоящая женщина.
Сколько героев должно быть в романе? Столько, сколько вы можете «удержать». В «Войне и мире» Льва Толстого более двухсот поименно названных персонажей. В сказке о цапле и журавле — всего два.
Считается, что оптимальное количество главных героев в жанровом романе — три человека. Один персонаж — нехватка конфликтных ситуаций: читателю будет сложно сопереживать ему. Два — уже лучше, но необходим кто-то еще, кто привнесет хаос в отношения между двумя главными героями. Три — в самый раз.
Но даже интеллектуальный роман и мейнстрим не стоит перенаселять. Если читатель начинает путаться в героях и забывать, кто есть кто, — это плохой знак.
Когда читатель всем сердцем принимает главного героя, он испытывает симпатию (одобрение и сочувствие) и эмпатию (легко представляет себя на его месте). Кроме того, читатель отождествляет себя с героем: у них одни цели и одни надежды.
Для того, чтобы это произошло, главный персонаж должен быть обаятельным. Князь Болконский, Карлсон, Кот Бегемот, Штирлиц — всех этих и других запоминающихся персонажей объединяет следующее:

1) достоверность — они описаны так, что читатель словно воочию видит их;
2) уникальность — автор сумел создать образ, непохожий ни на один другой;
3) привычки, слова и стиль поведения героев хочется копировать.

Персонажи таким образом справляются со своими проблемами, что это вызывает восхищение; причем речь необязательно идет о положительном герое. Вживаясь в удачный литературный образ, читатель чувствует себя умнее, сильнее, харизматичнее — его жизнь наполняется новыми красками. И эту иллюзию «другого я» уже не хочется отпускать.

Тами Коуден, Каро ЛаФевер и Сью Видерс в своей книге «Герои и героини» подразделяют всех литературных героев на следующие архетипы:

Мужские

1) Начальник — все контролирует, требует повиновения и уважения. Цель для него оправдывает средства. В качестве примера можно привести Дона Корлеоне из «Крестного отца»» М. Пьюзо.
2) Плохиш — умен и харизматичен. В прошлом с ним приключилось несчастье и это серьезно повлияло на него. Общество зачастую
осуждает его и обвиняет во всех смертных грехах: Плохиш никогда не оправдывается и никого не пускает в свое сердце. Он рано становится мужчиной, постоянно бунтует, но его бунт — это средство самозащиты. В душе добр и несколько сентиментален. Пример: Ретт Батлер из «Унесенных ветром» М. Митчелл.
3) Лучший друг — стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями. Пример: Кристофер Робин в «Винни-Пухе» А. А. Милна.
4) Очаровашка — креативен, остроумен, постоянно манипулирует людьми. Он может найти ключ к любому сердцу и знает, как ублажить толпу. Очаровашка — актер, он постоянно играет в своем собственном театре. Пример: Остап Бендер в «12 стульях» И.Ильфа и Е. Петрова.
5) Потерянная душа — живет прошлыми ошибками. Ранимый, проницательный, он видит людей насквозь. Он одинок и нелюдим и
зачастую не вписывается ни в какое общество. Пример: Эдичка из «Это я, Эдичка» Э. Лимонова.
6) Профессор — весь погружен в работу. Он эксперт — зачастую со странностями. Его кредо: логика и знания. Пример: Шерлок Холмс из рассказов А. Конан Дойла.
7) Искатель Приключений — не умеет сидеть на одном месте. Он бесстрашен, изобретателен и эгоистичен. Его любопытство ненасытно, он ненавидит теорию и всегда хочет докопаться до истины — даже если это сопряжено с опасностью. Он вдохновляет других и самостоятельно решает проблемы. Пример: Джеймс Бонд из «Казино Ройала» Яна Флеминга.
8) Воин — благородный, принципиальный и суровый. Он не знает пощады в погоне за справедливостью. Деньги и власть имеют для него второстепенное значение. Он честен и настойчив. Обычно мстит врагам или спасает красоток. Пример: Эдмон Дантес из «Графа Монте-Кристо» А. Дюма.

Женские

1) Начальница — требует к себе внимания и уважения. Она резкая, предприимчивая и высокомерная. Пример: Царевна Софья из «Петра I» А. Толстого.
2) Соблазнительница — умна и красива, знает, как привлечь внимание мужчин. Она цинична и зачастую манипулирует людьми. Ценит друзей за то, что они могут ей дать. Использует свою привлекательность как оружие. Всегда играет роль. Пример: Лолита из одноименного романа В. Набокова.
3) Отважная девчонка — цельная натура, искренняя, добрая и дружелюбная. У нее отличное чувство юмора, на нее можно положиться. При этом она скептична и совершенно не умеет ценить себя. Ее все любят. В трудных ситуациях она всегда протянет руку помощи. Храбрая и стойкая. Пример: Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Толстого.
4) Безбашенная — эта дама эксцентрична, болтлива и импульсивна. Она склонна преувеличивать, легко отвлекается и верит любому вранью. Дисциплины никакой. К традициям равнодушна. Все хочет попробовать сама и зачастую принимает решения на основе эмоций. Пример: Алиса из «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла.
5) Белая и Пушистая — наивная, трогательная, чистая душа. Ее легко убедить и легко обидеть. Она пассивна и постоянно нуждается в принце на белом коне. Часто влюбляется не в того, защищает себя только в отчаянных ситуациях. Всех понимает и всех принимает. Пример: Золушка из одноименной сказки Ш. Перро.
6) Библиотекарша — умница, книгочей. Настойчивая, серьезная, на нее можно положиться. Она необщительна и старается прятать свои чувства от окружающих. Перфекционист. Считает себя некрасивой и даже не пытается никого соблазнить. Живет в собственном мире, любит учиться. Нередко в ее душе кипят нешуточные страсти. Пример: мисс Марпл из детективов Агаты Кристи.
7) Крестоносец — борется за правое дело. Смелая, решительная, упрямая. Быстро выходит из себя. Увлечена делом и часто забывает о близких. Она не пойдет на свидание, если на тот же день назначен марш протеста. Ее цель всегда важнее личных переживаний. Пример: мать Искры из «Завтра была война» Б. Васильева.
8) Утешительница — может справиться с любой задачей. Она утешит, поцелует и даст совет. У нее железные нервы, но она не выносит одиночества. Ей требуется, чтобы в ней нуждались. Лучше всего чувствует себя в семье и среди близких друзей. Легко идет на            компромиссы. Часто незаслуженно страдает. Альтруист, идеалист и бытовой мудрец. Пример: Пелагея Ниловна из романа «Мать» М. Горького.

Архетип бывает чистым, а бывает смешанным, с какой-либо доминантой. Например, Оксана из «Ночи перед Рождеством» Н. Гоголя — начальница и            соблазнительница.
Бывает, что герой постепенно меняет свой архетип: Наташа Ростова начинает как отважая девчонка, а заканчивает в амплуа утешительницы.
Архетип не стоит путать со штампами, когда вместо определенного типажа личности мы получаем готовый персонаж с абсолютно предсказуемым поведением.

Штампы героев

1) Напарник героя — не такой умный, не такой блестящий, как главный герой, но не лишенный некоторых достоинств. Его функция — оттенять героя.
2) Любимая крутая женщина — у нее длинные ноги и быстрая реакция. Она прикроет в бою и поцелует в конце.
3) Мудрец — в трудную минуту герой приходит к нему и получает нужные сведения и наставления.
4) Жулик — второстепенный или третьестепенный герой, который все время пытается извлечь выгоду для себя. Часто меняет убеждения и стороны. Труслив и жаден.
5) Оружейник — тот, кто дает герою оружие против врагов.
6) Волшебный помощник — в народных сказках эту роль выполняли всевозможные Трое-из- ларца-одинаковы-с-лица, Серый Волк и Золотая Рыбка. В современной прозе роль волшебников играют компьютерные гении, знакомые ученые и т.п.
7) Шлюха — пытается соблазнить героя. Обычно добра по натуре.
8) Старенькая мама — простая и любящая. Ее хочется взять под защиту. Как правило, вызывает умиление и жалость, но не уважение.
9) Женщина-стерва — поначалу она ругается с главным героем, а потом влюбляется в него.
10) Предатель — притворяется верным другом, а потом в самый неподходящий момент предает героя.
11) Роковая женщина — предлагает любовь, но связь с ней неизменно оборачивается бедой.
12) Ложный кумир — поначалу герой его обожает, а потом оказывается, что кумир того не стоит.
13) Злодей, которому нужна власть над миром.
14) Глупые помощники злодея — комические персонажи, которые вечно все путают, роняют и не могут одолеть главного героя дажевдесятером.

Точно так же, как с сюжетными штампами, со штампами героев надо быть очень осторожными. В мейнстрим и интеллектуальную прозу их лучше вообще не допускать. В жанровой литературе использовать только тогда, когда вы можете наделить штампованных героев какими-то уникальными чертами.
Особое внимание стоит обратить на злодеев. Если одна сторона в конфликте будет «плохой», а другая «хорошей» по определению, мы получим неправдоподобный сюжет и картонных героев. У каждого персонажа должны быть причины поступать так, а не иначе.

Из фольклора в литературу перекочевали и следующие клише:
Большой и сильный = простоватый
Старый = мудрый
Ребенок = беззащитный, положительный
Бывший офицер = немногословный, суровый, худой, способный на убийство
Бывший солдат = балагур, хитрец, хороший рассказчик
Стражник, охранник = туповатый
Ученый, профессор = чокнутый, рассеянный
Человек в очках = хилый, слабовольный
Иностранец = коварный или ничего не понимающий в жизни
Красивый = хороший, уродливый = плохой.

Старайтесь не перенаселять роман красавцами и красавицами. В реальной жизни красивых людей мало.

Чтобы образ получился достоверным, автор должен четко представлять себе все нюансы его биографии и психологии. Составьте досье на каждого из героев — в нем могут содержаться ответы на следующие вопросы:

Досье на героя

Ф.И.О. или прозвище
Почему его так назвали? Связана ли с именем персонажа какая-либо история?
День рождения. Астрологический знак — если это имеет отношение к делу.
Внешность: фигура, лицо, зубы, руки.
Манера одеваться.
Жестикуляция, громкость голоса.
Темперамент: кто ваш герой — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик?
Его отношение к окружающим: все люди — родные братья? Или двоюродные? Или он ощущает себя сиротой?
Отношение к сексу.
Любовь для него — это...
Его идеал женщины (мужчины)?
Что он ценит в людях?
Отношения с родственниками. Они у него есть? Кто именно?
Он женат, разведен, вдов? Если у него есть «бывшие», то что он думает о них?
У него есть дети? Если да, то как у них складываются отношения?
Место жительства — страна, город, район.
Почему он живет здесь — он сам выбрал место жительства или его занесла сюда судьба?
Как выглядит его жилище?
Кто еще с ним живет? Жена, дети, соседи?
На чем он перемещается?
Что он любит? Что не любит?
Каковы его привычки?
Он «сова» или «жаворонок»?
Вопросы гигиены: как часто он моется — раз в день? раз в неделю? когда идет дождь?
Еда: что, сколько и когда он ест? Он гурман или "всеядное животное"?
Имущество: счет в банке, дом в Малибу, дом в Простоквашине, земля на Луне?
У него есть хобби?
У него есть домашние животные?
У него есть цель в жизни?
О чем он мечтает? Пытается ли осуществить свои мечты?
Он по натуре предприниматель или наемный работник?
Уровень образования?
Он читает книги? Смотрит телевизор? Ходит в кино? Слушает музыку?
Посещает выставки? Что именно ему нравится?
Что думают о нем друзья?
Кем и где он работает? Ему нравится его работа? Если он не работает, то чем он заполняет свои дни?
Он считает, что дети — это «цветы жизни», «злобные монстры», «неопознанные ходячие объекты»?
Его отношение к религии.
Его отношение к политике.
Что он думает о своей расе и национальности?
Родина — это важно или «Мой дом — планета Земля»?
Где и в какой семье он родился? Краткая биография родителей.
Кто его лучший друг?
Что оказало на него самое большое влияние?
Он курит, пьет, нюхает, колется? Если нет, то как относится к тем, кто это делает?
У него есть враги? Если да, то кто именно?
Здоровье.
За какие идеалы он готов умереть?
В чем заключается его проблема в начале романа?
Как он меняется на протяжении романа?
Как читатели должны реагировать на появление этого персонажа?
Почему он должен быть им интересен?

В завершение следует отметить, что история каждого второстепенного и даже третьестепенного персонажа должна иметь самостоятельную ценность и при этом подчиняться правилам художественного текста: то есть иметь завязку, конфликт, кульминацию и развязку. Этим мы как раз добьемся нужного эффекта: персонаж будет живым — то есть равнозначным главному герою по насыщенности жизни. Просто мы будем смотреть на него издали и не так пристально.