Комитет гражданских безобразий

Объявление

 

Товарищи засланцы, забредуны

и мимокрокодилы!
Мы решили сделать доброе дело и сотворить архив, куда принялись таскать понравившиеся фанфики и фан-арты.
Нас уже пятеро отчаянных камикадзе, на все и сразу быстро не хватает, поэтому форум уже представляет собой
не совсем унылое говно. Но если мы совершим подвиг и доведем сие до ума (а мы доведем, и не надейтесь),
то получится конфетка.
************************
Тешим свое ЧСВ: форум КГБ занимает 66 место в категории Манга и Аниме и 2392 в общем каталоге

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Комитет гражданских безобразий » Скорая помощь автору и переводчику » Практическое применение мифологии в фанфике


Практическое применение мифологии в фанфике

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

1. Мифология и с чем ее едят

Сие вступительное слово необходимо уже затем, что юные авторы, решившиеся подвязаться на ниве народных верований, суют оные в фанфики как попало и куда попало. Не их, авторов, в этом вина, и даже наше дражайшее Министерство Образования, о перлах которого можно говорить долго и матерно, тут ни при чем. Мифология как совокупность мифов и поверий, объясняющих наш бренный мир, и, собственно, являющихся своеобразной картой мироздания, давно отошла на второй план. Нынче нам совершенно необязательно знать, что в лесу свистеть нельзя, нельзя бить рукой по обеденному столу, а при находке чего-либо обязательно следует кричать "Чур, мое!" - все эти действия напрямую связаны с неизбежным взаимодействием человека с нечистью, в которую нынче верится с трудом. Мы просто не понимаем, почему существует тот или иной персонаж сказок, мы уже его не знаем в лицо. Отсюда и проистекают весьма неуклюжие попытки молодых талантов разнообразить российские реалии реалиями наших предков.

Тем не менее, должна отметить, что миф как таковой никуда не делся. В сознании человека он присутствует всегда, ибо сам принцип нашего мышления - образный, а миф, как известно, образами и оперирует. На смену древним мифам приходят религии, а когда обсмеивается религия - появляются инопланетяне, таинственные города под землей в Тибете и даже нацисты Третьего Рейха, успешно удравшие под льды Антарктиды. Это тоже мифология, только на современный лад.

С конкретно русской мифологией произошел занятный финт ушами: она успешно, хотя и с потерями, образовала симбиоз с православием, и поныне цветет да пахнет. Не все, но достаточно большое число народу верит в домовых и леших, объясняя свою веру или привычкой, потому что в семье верили все, или осознанным выбором, потому что "сталкивались". К мифологии же можно отнести и поверья, связанные с покойниками - их блюдут все, что атеисты, что православные, что неоязычники. Здесь количество "верующих", простите мне выбор этого слова, приближается к 100%. И, конечно же, не надо забывать бытовые "ритуалы" вроде "наступить ответно на ногу тому, кто наступил тебе - чтоб не поссориться". Все это является проявлениями здравствующей мифологии, пусть она и отличается от того, что привыкли понимать под этим словом в наши дни.

Раз мифология имеется, то имеется и ее каркас - система представлений, в которые укладывается и логично объясняется мироздание. Грубо говоря, это часть нашего мировоззрения. А оно, как известно, порядок любит. Поэтому я взяла на себя смелость в популярной форме изложить принципы, по которым складывалась местная сила нечистая, дабы попытаться предотвратить в дальнейшем откровенные перлы юных авторов всех возрастов хотя бы в данной области.

Сие исследование адаптировано под нужды фикрайтеров: в нем не будет длинных перечней пофамильно с адресами, паролями и явками для русской нечисти, все это можно найти в интернете. Не будет здесь и планов избы и прочего матана. Но это и не практическое пособие по применению нечисти в очередном фикрайтерском опусе - скорее, сей высокохудожественный бред сомнительной научности является занимательным чтивом на заметку. Засим прошу прощения за возможные ляпы и с большим удовольствием порассуждаю на вечные темы со знающими людьми.

Приятного, как говорится, прочтения!

0

2

2. Ошибка первая или почему в ванной у Брагинского не может жить русалка

Английская мифология нам хорошо известна по фентези. Даже не зная, кто такие эльфы изначально (если мне не изменяет память, то они лишь духи воздуха), мы представляем, где они должны жить и что делать. Более того, при слове "эльф" у нас перед глазами встают красочные картинки - от крылатых милых существ, порхающих с цветка на цветов, до секс-символа поколения нулевых Леголаса. Голливуд причесал и выдал страждущему люду красивую и логичную картинку, отчего нам западная мифология намного милее своей родной. И действительно, как можно не влюбиться в загадочных кельтов или фею Моргану?..

Тем не менее, наша мифология ничуть не менее скучна, чем западная. Просто никто не берется снимать качественные фэнтезийные фильмы на наши народные мотивы. Вот и остается в голове пара статей Википедии и сказки, прочитанные в детстве, а на выходе получаем кашу. На этом временно завершаю праведные возмущения и плавно перехожу к разбору полетов.

Нечисть почти всегда антропоморфная, как по облику, так и по характеру. Где человек - там и она. Почти во всех, не сказать - во всех, сферах жизни участвует тот или иной нечистый. В доме орудует домовой, в бане - банник, за дверями вертится черт, готовый в любой момент устроить человеку подлянку. Фактически нечисть - это один из организующих факторов пространства, в которое и укладывается мироздание. Чтобы каркас не рухнул, каждый винт и каждая перекладина должны быть на своем месте, вот и нечисть рассредоточена по всей жилплощади. Тогда получается порядок и человек четко знает, где и как себя вести, чтобы не огрести люлей вплоть до летального исхода.

В современном подходе домовые и русалки стали лишь красивыми игрушками, которые очень хочется воткнуть на видное место. И тем самым нарушаются все причинно-следственные связи. Русалка - это утопленница, покончившая собой невинная девушка. Где утопилась, там и живет, ведь могила не может самовольно передвигаться по кладбищу, пусть даже оное кладбище шириной в полтора километра, глубиной метров эдак тридцать и длинной от одной границы страны до другой. На самоубийство девушку толкнула, допустим, несчастная любовь - так за что же ей быть доброй к людям? Вот и сидит русалка на своей территории, подшучивает над живыми, а то и под воду кого утаскивает. И вдруг ни с того ни с сего оказывается жительницей миниатюрной ванной комнаты...
Во-первых, в этой ванной комнате она не топилась. Не ее это могила! Вместо своего законного места посмертного существования бедная русалка оказалась черт знает где.  Да еще это "черт знает где" - клетушка, где ни поплескаться, ни понырять. А как прикажете объясняться с домовым? Единственное место, где хозяин разрешает толпиться другой нечисти - это баня. И то, пока там людей нет, а все остальные граждане крайне ревнивы и со своей территории чужаков гоняют на раз.
Во-вторых, предположим, что русалка, чей начальник вроде бы как водяной, очень тепло и с искренней симпатией отнеслась к своему создателю, то бишь, к русскому народу, которого Брагинский и представляет. Впрочем, Брагинский представляет собой все этносы, проживающие на территории России, значит, его за своего непосредственного хозяина могут почитать и нечистые местных фольклоров, но это к слову. Топить в ванне Ивана русалка не будет, но будет ли ей удобно в чугунном изделии made in где-то в России? Наконец, что скажет водяной, когда не обнаружит свою супругу дома?..

Если уж и тащить в фанфик родную нечисть, то не стоит обрывать ее исконные взаимосвязи. Одна ошибка потянет за собой целую логическую цепочку, из-за которой фанфик может пойти насмарку. Правило здесь самое простое: каждому нечистому свое место.

Но что делать, если очень хочется, а Брагинский живет в городской квартире?..
Во-первых, современный фольклор вполне допускает бытие в квартире домового. Наверняка найдется не одна история странной мистики, творящейся ни с того ни с сего - но по косвенным признакам указывающей на проделки этого хозяина. Во-вторых, водяной всепроникающ, где воды чуть больше лужи - там и он. Живет он, конечно, по озерам да речкам, но это ничуть не помешает ему показаться в наполненной квартирной ванне. Если, конечно, домовой разрешит. В-третьих, если уж очень хочется, в гости может заглядывать и черт, но только в гости! С этим товарищем мирное житье под одной крышей - из разряда фантастики.

В общем и целом, дорогие авторы, просьба к вам одна: думайте головой и не тащите в фанфик всевозможные финтифлюшки исключительно цацок ради. Величайшая ценность всея искусства, пусть даже оно доморощенное и дилетантское - уместность.

0

3

2. Ошибка вторая - кто все эти люди?!

Патриотично настроенные граждане, решив просветить соотечественников, а то и просветиться самим, начинают пихать в фанфик всех подряд. Тем не менее, несмотря на дикое засилье всеми и всякими везде и всюду, простые смертные помнили далеко не всех чудиков, коих придумали их предки. Какая-то нечисть жила в одной губернии, какая-то только на севере, какая-то оккупировала Сибирь и до сих пор, сцуко, не сдается.

Автору, решившему заселить Россию нечистью с географически точным месторасположением и обоснуем, будут вечные респект и уважуха в фандоме. Но пока такой автор или еще не родился, или только набирается опыта, поэтому ограничусь лишь самыми главными главнюками, кои известны всем и каждому, а если и неизвестны - гугл в помощь, русский язык в действие.

Чаще всего человек сталкивался с нечистыми на своей территории, то есть, в доме и постройках рядом. Самый известный и популярный дух - это, конечно, домовой. Учитывая известную истину "мой дом - моя крепость", домового можно уверенно назвать наиавторитетнейшим авторитетом, ибо он второй хозяин жилища, его защитник и вообще гражданин суровый. Его происхождение напрямую связано с семьей, домовой считается одним из предков этой семьи. Если ударяться в околонаучную мистику, то его можно назвать эдакой квинтэссенцией излучаемой людьми энергии, а поскольку в избах часто жило подряд по несколько поколений, можно представить, как эта квинтэссенция набиралась мощности. Естественно, с ней считались. Каким таким образом оная квинтэссенция вдруг обзаводилась разумом - оставим на совести мироздания, а подобные бредни - британским ученым.
Домовой был полноценным членом семьи, следил за порядком, помогал и наказывал, если домочадцы начинали вести себя неподобающим образом. Иногда в фанфиках его делают эдаким слугой Брагинского, разумеется, такая трактовка имеет право на существование, учитывая, что Брагинский единоличный хозяин земли русской. Тем не менее, имеет смысл заранее предупредить - перед Россией домовой, может, и будет ходить по струнке, но с остальными он строг. Негласный договор меж ним и хозяином дома подразумевает, что хозяин обязуется держать жилище в чистоте и порядке, а домовой - охранять его от поползновений прочей нечисти. Учитывая, сколь оная нечисть охоча до людей, работа не самая легкая, естественно, что домовой требует к себе уважения.

В современных квартирах домовой так же имеет место быть. В Сибири считается, что в новой квартире домовой заводится примерно через полгода, а как показывает практика наблюдений (примем их на веру), активно проявлять себя оный начинает лишь через несколько лет. Но проявляет лишь тогда, когда совсем припрет, чаще к хозяевам он не лезет, и максимум, что можно от домового добиться, так это случайно его увидеть.

Второй по популярности и значимости это бесспорно банник. С момента своего появления на Руси, баня стала настоящим храмом для души и тела, что характерно, храмом в цепких лапках нечистой силы. В бане не только мылись - в ней рожали, прихорашивались, в теплом предбаннике могли поспать, попить чаю или квасу. Проще говоря, в бане отдыхали, но в случае необходимости могли перебраться туда с какой-нибудь работой на руках, чтобы не мешать светом домочадцам в избе.
Несмотря на все это, баня была местом, где собиралась всяческая нечисть: могли отметиться леший, водяной, нередким гостем являлся черт. Тем не менее, заправлял всем этим банник, и при должном уважении он всегда становился на сторону человека. Афанасьев приводит в пример байку: банник не пустил ночью лешего, собравшегося задрать заснувшего в бане путника, мотивировав отказ "Он у меня просился". То есть, человек проявил вежливость, попросив разрешения переночевать, за что и был вознагражден.
Вообще мотивы взаимоуважения и сдерживания неуместного любопытства для русских сказок достаточно характерны. Что, в общем-то, находит свое практическое объяснение - иначе мирно сосуществовать с кем-либо возможным не представляется.
Банник мог иметь жену и детей, а мог жить холостым. Равно как баней могла заправлять и банница, тут кому как повезет.
Обдериха же - лишь вариант банника, и то не повсеместный.

продолжение следует

0


Вы здесь » Комитет гражданских безобразий » Скорая помощь автору и переводчику » Практическое применение мифологии в фанфике